Оксана Коновко. Персональный сайт педагога.

Конспект занятия для детей старшей группы "Дом, в котором я живу"

 Цели: закрепление полученных знаний о доме, семье.

Задачи:

1.формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

2. воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

3. помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки, вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

4. развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе.

Предварительная работа:

- рассматривание семейного альбома.

- подбор иллюстраций по теме «Моя семья».

- подбор иллюстраций по теме «Мой дом».

Материалы и оборудование: иллюстрации, на которых изображены члены семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, старший брат, младшая сестра), дом, угощенье, семейные фотографии; разные дома.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Послушайте стихотворение:

Что за дом уютный?

Сухо в нем, тепло.

Угадать не трудно –

Беличье дупло.

 Там играют детки,

Ушки вверх торчат:

У хозяйки белки –

Пять смешных бельчат.

Из травы и шерсти

У бельчат кровать,

Мать покормит, вместе

Всех уложит спать,

 Сказку им расскажет,

Песенку споет,

Отдохнуть приляжет

От своих забот.

– Мы с вами живем в домах (квартирах). Где живет собака? (В будке.) Где  живет  петух?  (В курятнике.) Где живет корова? (В сарае, коровнике.) Молодцы. Все правильно ответили.

2. Беседа о домах.

– Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия? (Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные – из блоков.) Дома иногда называют одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Дом состоит из 1 этажа, многоэтажный – значит, состоит из 2 и более этажей.) В каких домах живете вы? (ответы детей

3. Просмотр презентации «Этот удивительный мир».

В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать человека от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и воинственных соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево – из дерева, были камни – из камней.

Каменные дома в Африке. Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.

Дома-пещеры. Некоторые старые дома этого селения в Каппадокии (Турция) просто выдолблены в скалах и напоминают муравейник.

Хижины из бамбука и тростника. В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.

Юрта. А если вокруг песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы (например казахи, киргизы) с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы – свои палатки.

Яранга. На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются – карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя – ведь на Севере страшные морозы! Жилище северян – чукчей – называется «яранга». Оно похоже на юрту, но островерхое, стены в нем – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать заново.

Вигвам. На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно – у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома – вигвамы – строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками (циновками).

Иглу – дом из снега. А канадские эскимосы строят из того, что само падает с неба! Иглу – их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами. Вот, наверное, какие мастера строили дворец Снежной Королеве! Кстати, бетон, из которого сегодня возводят небоскребы, не такой уж молодой материал. Его изобрели древние римляне, жившие на территории современной Италии, более двух тысяч лет назад. И умудрялись строить из него мосты, стадионы  и  даже  шестиэтажные  дома!  Человечество на протяжении веков стремится создать себе покой и уют и продолжает придумывать все новые удобства. Кто знает, как будет выглядеть дом человека через сто-двести лет?

– А теперь вернемся к нашему дому. Для чего нужен дом, мы выяснили. Чтобы жить. А что есть еще в доме? (Шкаф, кровать, столы, стулья, газовая плита и т. д.)

– Представляем, что открывается дверь, мы входим в дом – и все это мы сразу видим или нет? (Все это у нас находится в определенных местах – в своих комнатах.)

– Отгадайте загадки, о чем идет речь:

Кто в дом ни идёт,

Меня за руку берёт…(Дверь)

Здесь начало всех квартир.

Домофон здесь - командир.

Снизу - полочка для тапок,

Сверху - для зонтов и шляпок.

Шкаф для вешалок в углу,

Мягкий коврик на полу. (Прихожая)

В этой комнате на полке

Куклы, зайчики и волки.

Мчится поезд по ковру,

Малышей зовет в игру.

Дочки, сыновья и внуки

Тут совсем не знают скуки. (Детская)

В этой комнате диванчик

Мягкий, словно одуванчик.

Ночью тут летают сны

В желтых лучиках луны. (Спальня)

Тут пронзительно свистит

Чайник утром рано.

Холодильник тут стоит,

Раковина с краном. (Кухня)

Тут не кухня и не спальня,

А для всех жильцов купальня.

Открываем оба крана,

Искупать хотим Ивана.

Для Ванюшки непременно

Мы нальем в водичку пену. (Ванная)

4.  Рассматривание фотографий.

Дети рассматривают фотографии и рассказывают, кто изображен.

– Итак, в семье есть дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра. Как у всех в семье, у них есть свои обязанности. И об этом мы поговорим.

– У кого есть брат? Что он делает по дому?

– Кто хочет рассказать о сестре? Что она умеет делать?

– Как ты помогаешь по дому?

– Старшие всегда помогают не только маме с папой, но и младшим, заботятся о них, учат их, играют с ними. И поэтому младшие должны уважать старших и тоже заботиться о них.

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто в домике живет?».

Педагог показывает в открытом окошке домика картинки, а дети узнают, кто это.

5. Рефлексия.

– Что нового вы узнали о домах?

– Какие бывают дома? Какие комнаты есть в доме?

14 ноября 2017 в 09:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.